Председатель Совета: Лебедянский М.С.

Режиссер-редактор: Белобородова Н.

тел. (495) 621-82-92


Заявка на проведение выставки подается в следующем виде:

1. Заявление на имя председателя Совета по изобразительному искусству,  доктора искусствоведения М.С. Лебедянского.

2. 10-12 качественных фотографий (бумажных), дающих представление о планируемой экспозиции.

3. Две рекомендации от членов Московского Союза Художников или Союза Художников России.


Зал, где раскрываются сердца

Размышляя о подлинности талантов различных художников, французский поэт Поль Валери пришел к неопровержимому выводу:
«Есть произведения, которые создаются своей аудиторией.
Другие — сами создают свою аудиторию».

Трудно не согласиться и в наше время с такой точкой зрения. И, если принять ее за основу, нетрудно понять, сам принцип работы Выставочного зала ЦДРИ — дарить посетителям радость встречи с настоящим искусством. Разве не потому столь многочисленна его зрительская аудитория? Да и то сказать, ежедневно в Центральный Дом работников искусств приходят на самые различные мероприятия (в среднем) пятьсот человек. И редко кто из этих дорогих гостей не устремляется сразу же на третий этаж, чтобы познакомиться с работами мастеров живописи, графики, скульптуры.

Каждые десять дней — новая экспозиция. Знакомые и незнакомые имена. Разные жанры. Разные стили. Широкий простор для эмоций, размышлений, обсуждений. И хотя принято считать, что о вкусах не спорят, в Выставочном зале ЦДРИ это вовсе не возбраняется. Тем более что «стороны», как правило, солидарны в главном — все, представленное на их «суд», безусловно, очень интересно.

Впрочем, может ли быть иначе в Доме, который исповедует верность своим традициям?

В ЦДРИ проходили первые выставки Александра Шилова, Ильи Глазунова, Алексея Шмаринова, Исаака Бродского…

Стены зала помнят «Дороги войны» Ореста Верейского, «Старую Москву» Евгения Куманькова, карикатуры Бориса Ефимова, уникальные работы Юрия Пименова и произведения многих других талантливейших художников.

Конечно, непростая задача у заведующей секцией изобразительного искусства ЦДРИ Нины Семеновны Белобородовой — пригласить к участию и отобрать из огромного количества претендентов на персональные выставки самых достойных. Но тут на помощь ей приходит представительный Совет по изобразительному искусству, который возглавляет доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, профессор Академии живописи, ваяния и зодчества Михаил Сергеевич Лебедянский.

Стоит (хотя бы!) через замочную скважину понаблюдать за дебатами на заседании Совета, поймешь сразу же — ничего случайного на стены Выставочного зала попасть не может. Уж больно авторитетны арбитры: А.А. Бичуков, вице-президент Российской Академии художеств; О.М. Савостюк, народный художник России, академик; Е.Н. Гаврилова, заслуженный художник России; В.В. Перцов, заслуженный художник РФ и др. Результат, разумеется, не заставляет себя ждать. Даже мимолетный огляд на прошедший сезон дает возможность убеждаться в этом снова и снова.

Выставка молодой художницы Ольги Головачевой «Моя Москва»…

Загадочно-прекрасна «Ночь на Старой Басманной». Старинные, чудом сохранившиеся дома, церковная колокольня вдалеке; иссиня-черное небо над крышами невольно вызывают в душе настроение ностальгии по ушедшему дню. Или целому веку? Но свет от фонарей, разлившийся по асфальту, умытому дождем, дарит надежду на новый близкий рассвет. И становится вмиг отрадно, как в редкие минуты осознания того, что все самое лучшее еще впереди. И хочется стоять и стоять у этого полотна, теребя в своем сердце забвенные струны.

А до чего же хорош у Ольги «Вид на Пятницкую улицу с Чугунного моста»! И «Свято-Данилов монастырь»! И «Новоспасский мост»! И впечатляет «Ограда храма Трех Святителей на Кулишках»! И великолепен печально слежавшийся снег на порожке близкой весны, хотя на самом деле хозяйничает еще пока «Зима в московском дворе»!

Перебирая в памяти увиденное теперь уже несколько месяцев назад, невольно думаешь о главном: «Как праведно, что суждено было этой выставке состояться и, наверняка, не уйти в забвение. Как праведно…»

Справедливый восторг посетителей снискала и «Современная русская икона». Подлинными шедеврами смотрелись святыни, выполненные в традиционной манере старинной иконописи. Но не меньший интерес вызывали и новаторские работы, поражая силой своей оригинальности. Разве оставило хоть кого-то равнодушным неповторимое изящество резных кружев из исконно-русской бересты? И столь искреннее восхищение увиденным, безусловно, раскрывало сердца исключительно для светлой радости и добрых дел.

Настоящим праздником для художников, ЦДРИ и его гостей стала и юбилейная выставка, посвященная 90-летию Московского художественного училища (колледжа) прикладного искусства, бывшего МХГУ им. М.И. Калинина. Целое созвездие признанных талантов — М.Абакумов, Ю.Походаев, М.Полетаев, Е.Третьяков и др. И особенно трогательно среди творений, сыскавших известность, смотрелась давняя, еще ученическая графика знаменитого теперь Юрия Тура. А рядом — работы молодых воспитанников колледжа. Каждая по-своему интересная, со своими поисками, откровениями и открытиями.

И невольно вспоминались другие, недавние, подобные выставки — «Сергей Алимов и его ученики» (к 90-летию ВГИКА); выставка преподавателей Воронежского художественного училища и следующая за ней — студентов старших курсов Московского Государственного Академического института им. В.И. Сурикова…Трудно даже представить, насколько важны подобные вернисажи и для учителей, и для их питомцев. Каким памятным событием остаются они в сердцах тех и других. И, конечно, через всю жизнь пронесут они благодарность ЦДРИ за подаренный праздник, который (кто знает?) для многих молодых, быть может, станет стартом в большое будущее.

Что и говорить, не так-то просто в наше безоглядно-коммерческое время пробиваться художникам в выставочные залы. Еще и поэтому так дорог им ЦДРИ, где все по-честному, а честь, исключительно по заслугам.

И потому событиями далеко не местного масштаба становятся здесь юбилейные отчеты-торжества, подобные тем, что прошли, например, совсем недавно у Художников с большой буквы — Максима Кончаловского и Виктора Малого.

Показательно, что в Выставочный зал ЦДРИ стремятся и мастера издалека.

С большой любовью и с огромным успехом показал нам красивейшие места своей родной земли белорусский художник Матвей Басов. И как много открытий подарил посетителям зала заслуженный деятель искусств Каракалпакии, президент ассоциации «Искусство народов мира» Николай Корнилов. Его хлопкоробы, народные сказители, погонщики верблюдов, строители, музыканты, будто, стали и нашими друзьями. А яркий праздник в незнакомой доселе Турткуле пришел и в наш гостеприимный Дом.

Трудно даже просто перечислить все выставки прошедшего восемьдесят первого сезона ЦДРИ. Это и живописные работы Антона Куманькова. И неподражаемая графика Бориса Страхова. И произведения Геннадия Шуршина. И Международная выставка иронической графики «Улыбка Гагарина». Звезды и целые миры. Миры и звезды…

Не выкинешь слова из песни — все больше и больше молодых художников считают для себя счастьем выставиться в Центральном Доме работников искусств. И это не просто для галочек в будущих монографиях. Наверняка, это итог одного и начало нового этапа творчества для таких плодотворных и постоянно ищущих новизны личностей, как, например, Вера Лагутенкова. Или для многих ее ровесников из Социокультурного Центра «Надежда», тоже показавших свои лучшие работы в ЦДРИ. Какие пути-дороги теперь перед ними впереди?! Ведь вовсе не случайно суждение о том, что у ЦДРИ легкая рука. Главное, успеть проверить это на себе. Успеть…

Скольким же художникам выставочный зал Дома на Пушечной помог занять достойное место в истории отечественного искусства! И тем, кто сегодня продолжает творить. И тем, кто уже ушел за неведомый живущим горизонт.

В декабре 2003 года в ЦДРИ открылась первая посмертная выставка скульптора, работающего с деревом, Вячеслава Почечуева. В ту пору имя его было известно лишь в очень узких кругах и то скорее как создателя «машины Времени» для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». После прошедшей выставки, имевшей шумный успех, мастер Вячеслав Почечуев «получил путевку в бессмертие». Сегодня его работы в крупнейших музеях страны. Открыта постоянная экспозиция в древнерусском городе-музее Суздале. Изданы альбомы его творений. Документальные фильмы «Древо жизни» и «Тайны Берендеева царства» идут по каналам телевидения. Получается, что именно Центральный Дом работников искусств открыл России и миру новое имя, которому теперь судьба жить. А если бы не было ЦДРИ?

А если не будет ЦДРИ?

Невозможно даже представить, что этим вопросом можно задаваться всерьез. Невозможно представить Москву без ЦДРИ. Страну без ЦДРИ. Художников, музыкантов, актеров, писателей, поэтов, журналистов — без ЦДРИ. Многочисленных посетителей Дома без своего Дома. Неужели и в самом деле мы все перейдем в разряд бомжей на огромном пространстве нашего культурного наследия?

Смотритель выставочного зала Людмила Дмитриевна Иванова придумала выкладывать на проходящих выставках самодельные «Книги Отзывов» (независимо от того, делают это художники или нет). «Это для истории ЦДРИ», — объясняет она посетителям. Людмила Дмитриевна свято верит, что точку в этой самой ИСТОРИИ поставить недопустимо. Ни при каких обстоятельствах. Верит в справедливость, как и мы ВСЕ.

Наталья Киселева,
заслуженный работник культуры РФ

Вернуться на предыдущую страницу

 

Анонсы и реклама

Для проведения
различного рода

мероприятий, концертов,
спектаклей,
презентаций,
репетиций, корпоративов,

конференций, семинаров
предлагаем помещения
и концертные залы ЦДРИ

К Вашим услугам
Большой зал на 220-250 мест,
Малый зал на 100-120 мест,
Выставочно-концертный
зал (500 кв.м),

Каминная, состоящая из
2 залов и балкона,

Голубая гостиная,
кафе «Горький шоколад»,
музыкальный ресторанчик
«Ассорти»,
театральный буфет-
ресторан «9 муз»
и Бар Каминной


По вопросам сотрудничества
обращаться по телефону:
8(495)624-22-04



Залы ЦДРИ

Банкетный зал

Кафе «Горький шоколад»